М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита": сюжет и краткое содержание по главам романа

Михаил Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» поднимает глубокие философские и нравственные вопросы – добра и зла, веры и безверия, милосердия и жестокости. Объединяющее начало романа, который приводит к общему знаменателю две сюжетные линии – это неизменность проблем личности в тоталитарных условиях, будь то власть кесаря в римской империи или тоталитаризм 30-х годов Советского Союза.

Содержание:

Главные герои

Мастер

  • Мастер –  безымянный сотрудник музея, который решил однажды писать роман про времена римской империи. Тема оказалась совершенно неудобной и даже неприемлемой для советской Москвы, и вышедшие отрывки подверглись жесточайшей критике. Мастер (так называла своего литератора любовница) уничтожил роман и помешался.
  • Маргарита – возлюбленная Мастера. Была замужем за довольно влиятельным человеком (о чем говорит квартира с прислугой), но была несчастлива, потому момент, когда любовь «поразила как финский нож» - единственное прекрасное чувство в её с Мастером жизни. Маргарита не знает, что случилось с Мастером в ночь, когда он уничтожил рукопись романа, и она соглашается стать королевой сатанинского бала, ведь это даст возможность увидеться с Мастером.
  • Воланд – Сатана, инкогнито посещающий Москву под видом загадочного черного мага. Жителям столицы он приготовил немало искушений и коварных соблазнений. Но честных людей не трогал.

Свита Воланда:

  • Коровьев – длинный и худой тип в клетчатом пиджаке и пенсне с одним выбитым стеклом.
  • Азазелло – рыжеволосый человек небольшого роста с клыками.
  • Кот Бегемот – говорящий черный кот огромных размеров, иногда превращающийся в толстяка «с кошачьей рожей».

Прочие персонажи:

  • Михаил Берлиоз – литератор, председатель профсоюза писателей. Погиб в результате несчастного случая – трамваем отрезало голову (буквально через несколько минут после разговора с Воландом о том, что человек сам делает свою судьбу).
  • Иван Бездомный – молодой поэт, свидетель гибели Берлиоза, сошел с ума и попал в психиатрическую клинику, где познакомился с Мастером.
  • Степа Лиходеев – директор театра Варьете.
  • Иван Варенуха – администратор Варьете.
  • Григорий Римский – финансовый директор Варьете.
  • Наташа – домработница Маргариты, которая стала ведьмой вслед за ней.

Персонажи из романа в романе:

  • Понтий Пилат – пятый прокуратор Иудеи.
  • Иешуа Га-Ноцри – (считается прототипом Иисуса) бродячий философ, который внушает общечеловеческие гуманные ценности, но осужден к распятию за смуту.
  • Левий Матвей – сборщик податей, последователь идей Иешуа.
  • Иуда из Кириафа – предатель Иешуа. В наказание за это зарезан.
  • Первосвященник Каифа – идейный противник Пилата, вместо Иешуа освобождающий вора и разбойника.

Сюжет

Воланд

Во время прогулки на Патриарших прудах два писателя встречают незнакомца, неожиданно включившегося в их полемику о боге и утверждающего, что присутствовал при событиях 2000-летней давности. Литераторы не понимают, что перед ними сам сатана. Один из них погибает на глазах второго, и свидетель смерти доходит до сумасшествия.

Дьявол поселяется в «нехорошей квартире» и вершит в Москве ряд жестоких мистификаций.

В психиатрической клинике поэт знакомится с Мастером. Написав  роман о Понтии Пилате, Мастер натолкнулся на жесткую критику со стороны столичных критиков. Мастер сжёг роман и после ареста оказался в сумасшедшем доме.

Маргарита тем временем безуспешно ищет его и признаётся себе, что готова  душу дьяволу отдать ради того, чтобы узнать, где он. От Воланда ей вручают волшебный крем, под действием которого  Маргарита превращается в ведьму и становится королевой сатанинского бала.

Дьявол устраивает встречу Маргариты с Мастером и дальнейшую их судьбу.

В романе же рассказывается об истории философа Иешуа Га-Ноцри, приговоренного за разжигание смуты к распятию. Прокуратор внутренне согласен с Иешуа, но вынужден одобрить его казнь.

В конце романа встречают все персонажи сюжетных линий – Воланд дарит свободу Мастеру, а тот дарит свободу Пилату.

Краткое содержание по главам

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Глава 1.

Действие происходит на Патриарших прудах в 30-х годы. Михаил Берлиоз и его подопечный, поэт Бездомный, рассуждают о существовании Христа. Председатель уверен, что бога нет, как нет судьбы.  Вмешавшийся незнакомец говорит, что знает судьбу Берлиоза – ему вскоре отрежет голову «русская женщина, комсомолка», ведь «Аннушка разлила подсолнечное масло». Незнакомец представляется специалистом по черной магии и рассказывает об Иисусе …

Михаил Берлиоз и поэт Бездомный

Глава 2.

Понтий Пилат – прокуратор, сегодня он должен допросить и судить нескольких человек, а у него страшно болит голова. Один осужденный – избитый молодой мужчина Иешуа Га-Ноцри, якобы подстрекал к свержению власти. Поговорив с подсудимым, Пилат осознает, что ему нравится мудрый, добрый и образованный задержанный и пытается спасти его – вывернуть его слова так, чтобы они опровергли тот донос, по которому его задержали (донос Иуды), но тот не отказывается, подтверждая: он против любой власти людей над людьми, а значит и против кесаревой.

Понтий Пилат и Иешуа

Тогда прокуратор просит первосвященника Каифу, чтоб тот помиловал Иешуа, так как из нескольких преступников можно отпустить одного, но тот не выбирает странствующего философа.

Глава 3.

Берлиоза испугала и насторожила история про Древний Рим. Он подозревает в Воланде шпиона и идет звонить по телефону-автомату в комитет по иностранцам, но по пути поскальзывается на разлитом масле прямо на трамвайных рельсах и попадает под трамвай. Литератору отсекает голову.

Голова Берлиоза

Глава 4.

Сопоставив слова черного мага, поэт Бездомный, решает, что именно незнакомец виновен в гибели Михаила Берлиоза, но догнать его и его странную свиту ему не удается, и все его действия о стороны выглядят, как набор странных сумасшедших поступков.

Глава 5.

К моменту гибели Берлиоза им была назначена встреча с 12 писателями. Не дождавшись, они пошли обедать в ресторане в этом же здании, а узнав о его смерти, даже не прервали трапезы.

В ресторан ворвался сумасшедший Иван, устроил драку и его, связав, направили в психушку.

Глава 6.

Иван рассказывает доктора всю историю, которая, конечно, выглядит, как бред. Поняв. Что его окончательно считают умалишенным, он пытается выпрыгнуть в окно, но стекла там рассчитаны на такой случай, и Ивана помещают в палату с диагнозом «шизофрения».

План Воланда

Глава 7.

Степа Лиходеев, директор Варьете просыпается с сильным похмельем в своей квартире. Раньше его соседом был Берлиоз, но сегодня он видит незнакомца в черном, который представляется Воландом, профессором черной магии. Кроме него, в квартире еще трое – Азазелло, Коровьев и кот, который говорит и пьет водку.

Азазелло предлагает «выкинуть его ко всем чертям из Москвы», чтоб не мешал, и Лиходеев в ту же секунду оказывается в Ялте.

Свита Воланда

Глава 8.

Бездомного показывают профессору. Тот убеждает, что если поэт и дальше продолжит бегать за профессором черной магии голым по Москве, то это так и будет сумасшедшими выходками. Поэтому все претензии для милиции профессор предлагает изложить письменно, параллельно отдохнув в палате и придя в себя – Иван, якобы, до сих пор находится в шоке от смерти Берлиоза и ведет себя неадекватно.

Глава 9.

Формально квартира Берлиоза с его смертью освободилась, и председателя жилтоварищества, Никанора Ивановича Босого, начинают осаждать претенденты на эту жилплощадь.

В квартире Берлиоза Босой обнаруживает жильцов. Один из них, который представляется переводчиком иностранного артиста Воланда, дает Босому взятку в обмен на право жить в этой квартире.

Нехорошая квартира

Никанор Иванович уходит, и дома обнаруживает, что в пачке, переданной ему от артиста, доллары. Его арестовывают за хранение иностранной валюты.

Глава 10.

Так Лиходеев переместился в Ялту без документов, он начинает телеграфировать в Москву на работу, чтобы финдиректор Варьете и администратор подтвердили его личность. Оба решают, что это розыгрыш.

Администратор Варенуха намерен отнести телеграммы Лиходеева в милицию, но по пути ему встречаются толстяк, похожий на кота, и рыжий клыкастый мужчина. Они волокут его в «нехорошую квартиру». К Варенухе приближается рыжая наглая девица, «с фосфорическими глазами»…

Глава 11.

Иван Бездомный пытается написать заявление в милицию, но не может ничего внятно изложить. На балкон за окном в палату поэта залезает незнакомец.

Глава 12.

Варенуха пропал.

В Варьете для представления прибывает Воланд с Коровьевым и котом.

Конферансье пытается выставить представление как сеанс магии с её последующим разоблачением, но Воланду это не нравится, и он начинает творить магию настоящую, но злую: деньги падают с потолка (впоследствии они и вещи, купленные на них, растают без следа), конферансье отрывают и возвращают назад голову, обменивают старые наряды зрительниц на новые (позже одежда исчезнет прямо во время прогулки). В конце публика хочет настоящего разоблачения, и Коровье рассказывает всему залу, где вчера был человек, попросивший этого разоблачения, - у любовницы. Начинается скандал.

Глава 13.

Незнакомец входит к Ивану в палату. Это тоже «сумасшедший», раздобывший себе связку ключей. Но он, имея ключи, не уходит из больницы, так как идти некуда.

Незнакомец рассказывает Бездомному свои историю. Однажды он выиграл сто тысяч рублей и решил заняться планируемым делом – оставил работу в музее  решил сделаться литератором. Он стал писать роман о Понтии Пилате.

Поэт Иван Бездомный в палате

Произошла случайная, но судьбоносная встреча с женщиной с букетом желтых цветов:  «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!».

Маргарита уважала труд своего писателя и так же, как он, видела жизнь в его романе. Когда опубликовали отрывок из романа, газеты переполнились ядовитыми рецензиями, автора называли «богомазом» и «воинствующим старообрядцем», и больше всех громил Мастера критик Латунский, которого Маргарита захотела убить. Отрицательные рецензии всё шли и шли, и Мастер не выдержал: он сжег в печи свой роман, а Маргарита смогла спасти лишь несколько обгоревших листов. Она не была свидетельницей того, как Мастера выселили из квартирки и упекли в сумасшедший дом. Больше она ничего о нем не знает, и Мастер только надеется, что она смогла его забыть: «Бедная женщина. Впрочем, у меня есть надежда, что она забыла меня!».

Глава 14.

Финдиректор Римский один в Варьете в полночь.  Появляется Варенуха с рассказом о Лиходееве: тот, якобы не в городе Ялта, а в чебуречной с таким названием, а после своих пьяных розыгрышей – в вытрезвителе.

Римский замечает, что Варенуха ведет себя странно:  прикрывается от света, бледен, на шее повязан шарф, несмотря на жару, и он не отбрасывает тени. Варенуха и Гелла нападают на Римского, но крик петуха прерывает нападение. Римский бежит в Ленинград.

Глава 15. 

Никанор Иванович Босой сошел с ума и также доставлен в психушку. Во сне в палате он видит странный театр, в котором параллельно с концертом зрителей побуждают сдать иностранную валюту.

Крик Босого во сне будит Ивана. Когда всё стихает, он начинает видеть во сне Иешуа и Пилата.

Глава 16.

Происходит казнь Иешуа и других преступников на Лысой горе. Последователь Иешуа, Левий Матвей хотел избавить его от страданий и добить ударом ножа, но не удалось, и тогда Левий хулит всевышнего. Начинается гроза, уходят солдаты, умирающих на крестах приканчивают ударом копья в сердце, Левий снимает с крестов тела умерших и забирает с собой тело Иешуа.

Казнь Иешуа и других преступников на Лысой горе

Глава 17.

Москва бурлит слухами о мошенничестве Воланда, о фальшивых деньгах и сгинувших людях. Все документы о Воланде и его гастролях исчезли, не осталось даже афиш.

Бухгалтер Ласточкин остался за главного и пытается распутать этот клубок исчезновений, но вокруг творятся странные дела:  то в кабинете председателя комиссии зрелищ и увеселений пустой Костю подписывает бумаги, то хоровой кружок, организованный Коровьевым, никак не может замолчать, то ниоткуда берется валюта вместо рублей. В конце концов бухгалтера арестовывают.

Глава 18.

Дядя Берлиоза приезжает в Москву. Он получил телеграмму о смерти Берлиоза, составленную им самим. Дядя  хочет претендовать на наследство – квартиру в Москве.

Здесь он встречается со свитой Воланда, и Азазелло выдворяет Поплавского вон, велев ему и не мечтать о квартире в Москве.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Глава 19.

Маргарита, конечно, не забыла Мастера. В день, когда в Москву приехал дядя Берлиоза, она просыпается с ощущением, что что-то произойдет.

Во время прогулки Маргарита встречается с рыжим клыкастым гражданином, который вручает ей волшебный крем и, цитируя строки из романа Мастера, приглашает в гости «к одному очень знатному иностранцу».

Маргарита

Глава 20.

Маргарита использует крем и обретает молодость, сияние, и способность летать. Она оставляет мужу письмо: «Прости меня и как можно скорее забудь. Я тебя покидаю навек. Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай»и вылетает в окно верхом на швабре. Это видят сосед и горничная Наташа.

Глава 21.

Маргарита невидима, она летит по ночному городу и наслаждается полетом. Увидев открытое окно в роскошной квартире критика Латунского, Маргарита устраивает там разгром.

Маргарита летает

Вскоре ее догоняет горничная Наташа верхом на борове (сосед превратился в свинью, когда она его намазала кремом).

Втроем они летят обратно в Москву, к Воланду.

Глава 22.

Коровьев рассказывает Маргарите про ежегодный бал сатаны, где она должна стать королевой.

Воланд спрашивает гостью: «Быть может, у вас есть какая-нибудь печаль, отравляющая душу, тоска?», но Маргарита решает утаить свою печаль и отвечает отрицательно.

Глава 23.

Маргариту готовят к роли королевы – купают в крови и розовом масле – и ставят на верху высокой лестницы – она должна встречать воскресших на одну ночь грешников: убийц, предателей, сводню, фальшивомонетчиков.

Голова Берлиоза на этом балу – чаша из которой пьет Маргарита.

Когда бал заканчивается, огромные залы исчезают, и вместо них снова оказывается гостиная «нехорошей квартиры».

В «нехорошей квартире»

Глава 24.

Воланд доволен Маргаритой – она ничего не просит у всесильного Сатаны, тогда как другие люди жаждут исполнения собственных прихотей. «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!» – говорит ей Воланд.

В итоге Маргарита желает, чтобы «сию же секунду вернули любовника, Мастера», и чтобы всё стало, как было – чтобы была та сама квартирка, та обстановка. Мастер оказывается перед ней. Кроме того, Воланд возвращает Мастеру рукопись, ведь  «рукописи не горят», и решает все проблемы с документами (в квартирке Мастера поселился тот, кто написал на него донос) и освобождением из сумасшедшего дома.

Влюбленные

Наташу оставляют ведьмой, а Варенуху, наоборот, отпускают из вампиров, сосед Маргариты перестает быть боровом.

Влюбленные остаются в их скромной подвальной квартирке, Маргарита вновь читает рукопись, в которой разворачиваются события в Ершалаиме.

Глава 25.

Прокуратору докладывают, что казнь свершилась. Он в ответ «заказывает» убийство Иуды из Кириафа.

Глава 26.

Прокуратор сожалеет о смерти Иешуа, но понимает, что это невозвратимая потеря.

В саду недалеко от Ершалаима Иуду убивают ножом трое мужин и забирают у него деньги, полученные за предательство. Деньги с запиской «Возвращаю проклятые деньги» подбрасывают первосвященнику Каифе.

Тело Иешуа обнаруживают у Леви, и тот не хочет его отдавать, а хочет сам похоронить. Левия приводят к прокуратору, Пилат сообщает Левию, что Иешуа уже отмщен – Иуда убит.

Глава 27.

В Москве продолжаются поиски черного мага. В «нехорошей квартире» слышны голоса, но нет людей. Неожиданно квартира вспыхивает, а из окна вылетают четыре силуэта – трое мужчин и женщина.

Глава 28.

В магазин, торгующий дефицитными товарами за валюту, являются Коровьев и Бегемот. Они поджигают магазин и ресторан в доме Грибоедова.

Глава 29.

Воланд и Азазелло разговаривают на террасе одного из самых красивых и высоких московских зданий, глядя Москву: «необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг».

Появляется  Левий Матвей, который сообщает, что Иешуа познакомился с романом Мастера и просит Воланда подарить Мастеру и Маргарите покой.

Глава 30.

Азазелло приходит в каморку Мастера и поторапливает их, затем поджигает квартирку, и все трое, сев на черных коней, уносятся прочь.

Мастер разговаривает с Иваном Бездомным и просит его написать о Понтии Пилате продолжение.

Глава 31.

Азазелло приводит Мастера и Маргариту к остальным – Воланду и его свите.  Все прощаются с Москвой, Мастер ощущает «нестойкую грусть».

Глава 32.

Воланд и его свита летят по воздуху.  Воланд рассказывает, что Иешуа прочел роман Мастер и назвал его неоконченным. Тут их взору предстает Понтий Пилат, он сидит в кресле и гладит верного пса. Вот уже две тысячи лет он видит один сон – ему открыта лунная дорога, но он не может идти. Мастер решает, что завершение романа – это освобождение Пилата и освобождает его, позволяя присоединиться к Иешуа.

Самому же Мастеру и Маргарите дарят покой: «дом и старый слуга, … окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше… Вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро…»

Мастер и Маргарита. Эпилог

Эпилог

Следствие по делу Воланда прекращено, так как всем странностям, произошедшим в Москве в короткое время, не нашли объяснения.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.