М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита": сюжет и краткое содержание по главам романа
Роман «Мастер и Маргарита» поднимает глубокие философские и нравственные вопросы – добра и зла, веры и безверия, милосердия и жестокости. Объединяющее начало романа, который приводит к общему знаменателю две сюжетные линии – это неизменность проблем личности в тоталитарных условиях, будь то власть кесаря в римской империи или тоталитаризм 30-х годов Советского Союза.
Содержание:
Главные герои
- Мастер – безымянный сотрудник музея, который решил однажды писать роман про времена римской империи. Тема оказалась совершенно неудобной и даже неприемлемой для советской Москвы, и вышедшие отрывки подверглись жесточайшей критике. Мастер (так называла своего литератора любовница) уничтожил роман и помешался.
- Маргарита – возлюбленная Мастера. Была замужем за довольно влиятельным человеком (о чем говорит квартира с прислугой), но была несчастлива, потому момент, когда любовь «поразила как финский нож» - единственное прекрасное чувство в её с Мастером жизни. Маргарита не знает, что случилось с Мастером в ночь, когда он уничтожил рукопись романа, и она соглашается стать королевой сатанинского бала, ведь это даст возможность увидеться с Мастером.
- Воланд – Сатана, инкогнито посещающий Москву под видом загадочного черного мага. Жителям столицы он приготовил немало искушений и коварных соблазнений. Но честных людей не трогал.
Свита Воланда:
- Коровьев – длинный и худой тип в клетчатом пиджаке и пенсне с одним выбитым стеклом.
- Азазелло – рыжеволосый человек небольшого роста с клыками.
- Кот Бегемот – говорящий черный кот огромных размеров, иногда превращающийся в толстяка «с кошачьей рожей».
Прочие персонажи:
- Михаил Берлиоз – литератор, председатель профсоюза писателей. Погиб в результате несчастного случая – трамваем отрезало голову (буквально через несколько минут после разговора с Воландом о том, что человек сам делает свою судьбу).
- Иван Бездомный – молодой поэт, свидетель гибели Берлиоза, сошел с ума и попал в психиатрическую клинику, где познакомился с Мастером.
- Степа Лиходеев – директор театра Варьете.
- Иван Варенуха – администратор Варьете.
- Григорий Римский – финансовый директор Варьете.
- Наташа – домработница Маргариты, которая стала ведьмой вслед за ней.
Персонажи из романа в романе:
- Понтий Пилат – пятый прокуратор Иудеи.
- Иешуа Га-Ноцри – (считается прототипом Иисуса) бродячий философ, который внушает общечеловеческие гуманные ценности, но осужден к распятию за смуту.
- Левий Матвей – сборщик податей, последователь идей Иешуа.
- Иуда из Кириафа – предатель Иешуа. В наказание за это зарезан.
- Первосвященник Каифа – идейный противник Пилата, вместо Иешуа освобождающий вора и разбойника.
Сюжет
Во время прогулки на Патриарших прудах два писателя встречают незнакомца, неожиданно включившегося в их полемику о боге и утверждающего, что присутствовал при событиях 2000-летней давности. Литераторы не понимают, что перед ними сам сатана. Один из них погибает на глазах второго, и свидетель смерти доходит до сумасшествия.
Дьявол поселяется в «нехорошей квартире» и вершит в Москве ряд жестоких мистификаций.
В психиатрической клинике поэт знакомится с Мастером. Написав роман о Понтии Пилате, Мастер натолкнулся на жесткую критику со стороны столичных критиков. Мастер сжёг роман и после ареста оказался в сумасшедшем доме.
Маргарита тем временем безуспешно ищет его и признаётся себе, что готова душу дьяволу отдать ради того, чтобы узнать, где он. От Воланда ей вручают волшебный крем, под действием которого Маргарита превращается в ведьму и становится королевой сатанинского бала.
Дьявол устраивает встречу Маргариты с Мастером и дальнейшую их судьбу.
В романе же рассказывается об истории философа Иешуа Га-Ноцри, приговоренного за разжигание смуты к распятию. Прокуратор внутренне согласен с Иешуа, но вынужден одобрить его казнь.
В конце романа встречают все персонажи сюжетных линий – Воланд дарит свободу Мастеру, а тот дарит свободу Пилату.
Краткое содержание по главам
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Глава 1.
Действие происходит на Патриарших прудах в 30-х годы. Михаил Берлиоз и его подопечный, поэт Бездомный, рассуждают о существовании Христа. Председатель уверен, что бога нет, как нет судьбы. Вмешавшийся незнакомец говорит, что знает судьбу Берлиоза – ему вскоре отрежет голову «русская женщина, комсомолка», ведь «Аннушка разлила подсолнечное масло». Незнакомец представляется специалистом по черной магии и рассказывает об Иисусе …
Глава 2.
Понтий Пилат – прокуратор, сегодня он должен допросить и судить нескольких человек, а у него страшно болит голова. Один осужденный – избитый молодой мужчина Иешуа Га-Ноцри, якобы подстрекал к свержению власти. Поговорив с подсудимым, Пилат осознает, что ему нравится мудрый, добрый и образованный задержанный и пытается спасти его – вывернуть его слова так, чтобы они опровергли тот донос, по которому его задержали (донос Иуды), но тот не отказывается, подтверждая: он против любой власти людей над людьми, а значит и против кесаревой.
Тогда прокуратор просит первосвященника Каифу, чтоб тот помиловал Иешуа, так как из нескольких преступников можно отпустить одного, но тот не выбирает странствующего философа.
Глава 3.
Берлиоза испугала и насторожила история про Древний Рим. Он подозревает в Воланде шпиона и идет звонить по телефону-автомату в комитет по иностранцам, но по пути поскальзывается на разлитом масле прямо на трамвайных рельсах и попадает под трамвай. Литератору отсекает голову.
Глава 4.
Сопоставив слова черного мага, поэт Бездомный, решает, что именно незнакомец виновен в гибели Михаила Берлиоза, но догнать его и его странную свиту ему не удается, и все его действия о стороны выглядят, как набор странных сумасшедших поступков.
Глава 5.
К моменту гибели Берлиоза им была назначена встреча с 12 писателями. Не дождавшись, они пошли обедать в ресторане в этом же здании, а узнав о его смерти, даже не прервали трапезы.
В ресторан ворвался сумасшедший Иван, устроил драку и его, связав, направили в психушку.
Глава 6.
Иван рассказывает доктора всю историю, которая, конечно, выглядит, как бред. Поняв. Что его окончательно считают умалишенным, он пытается выпрыгнуть в окно, но стекла там рассчитаны на такой случай, и Ивана помещают в палату с диагнозом «шизофрения».
Глава 7.
Степа Лиходеев, директор Варьете просыпается с сильным похмельем в своей квартире. Раньше его соседом был Берлиоз, но сегодня он видит незнакомца в черном, который представляется Воландом, профессором черной магии. Кроме него, в квартире еще трое – Азазелло, Коровьев и кот, который говорит и пьет водку.
Азазелло предлагает «выкинуть его ко всем чертям из Москвы», чтоб не мешал, и Лиходеев в ту же секунду оказывается в Ялте.
Глава 8.
Бездомного показывают профессору. Тот убеждает, что если поэт и дальше продолжит бегать за профессором черной магии голым по Москве, то это так и будет сумасшедшими выходками. Поэтому все претензии для милиции профессор предлагает изложить письменно, параллельно отдохнув в палате и придя в себя – Иван, якобы, до сих пор находится в шоке от смерти Берлиоза и ведет себя неадекватно.
Глава 9.
Формально квартира Берлиоза с его смертью освободилась, и председателя жилтоварищества, Никанора Ивановича Босого, начинают осаждать претенденты на эту жилплощадь.
В квартире Берлиоза Босой обнаруживает жильцов. Один из них, который представляется переводчиком иностранного артиста Воланда, дает Босому взятку в обмен на право жить в этой квартире.
Никанор Иванович уходит, и дома обнаруживает, что в пачке, переданной ему от артиста, доллары. Его арестовывают за хранение иностранной валюты.
Глава 10.
Так Лиходеев переместился в Ялту без документов, он начинает телеграфировать в Москву на работу, чтобы финдиректор Варьете и администратор подтвердили его личность. Оба решают, что это розыгрыш.
Администратор Варенуха намерен отнести телеграммы Лиходеева в милицию, но по пути ему встречаются толстяк, похожий на кота, и рыжий клыкастый мужчина. Они волокут его в «нехорошую квартиру». К Варенухе приближается рыжая наглая девица, «с фосфорическими глазами»…
Глава 11.
Иван Бездомный пытается написать заявление в милицию, но не может ничего внятно изложить. На балкон за окном в палату поэта залезает незнакомец.
Глава 12.
Варенуха пропал.
В Варьете для представления прибывает Воланд с Коровьевым и котом.
Конферансье пытается выставить представление как сеанс магии с её последующим разоблачением, но Воланду это не нравится, и он начинает творить магию настоящую, но злую: деньги падают с потолка (впоследствии они и вещи, купленные на них, растают без следа), конферансье отрывают и возвращают назад голову, обменивают старые наряды зрительниц на новые (позже одежда исчезнет прямо во время прогулки). В конце публика хочет настоящего разоблачения, и Коровье рассказывает всему залу, где вчера был человек, попросивший этого разоблачения, - у любовницы. Начинается скандал.
Глава 13.
Незнакомец входит к Ивану в палату. Это тоже «сумасшедший», раздобывший себе связку ключей. Но он, имея ключи, не уходит из больницы, так как идти некуда.
Незнакомец рассказывает Бездомному свои историю. Однажды он выиграл сто тысяч рублей и решил заняться планируемым делом – оставил работу в музее решил сделаться литератором. Он стал писать роман о Понтии Пилате.
Произошла случайная, но судьбоносная встреча с женщиной с букетом желтых цветов: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!».
Маргарита уважала труд своего писателя и так же, как он, видела жизнь в его романе. Когда опубликовали отрывок из романа, газеты переполнились ядовитыми рецензиями, автора называли «богомазом» и «воинствующим старообрядцем», и больше всех громил Мастера критик Латунский, которого Маргарита захотела убить. Отрицательные рецензии всё шли и шли, и Мастер не выдержал: он сжег в печи свой роман, а Маргарита смогла спасти лишь несколько обгоревших листов. Она не была свидетельницей того, как Мастера выселили из квартирки и упекли в сумасшедший дом. Больше она ничего о нем не знает, и Мастер только надеется, что она смогла его забыть: «Бедная женщина. Впрочем, у меня есть надежда, что она забыла меня!».
Глава 14.
Финдиректор Римский один в Варьете в полночь. Появляется Варенуха с рассказом о Лиходееве: тот, якобы не в городе Ялта, а в чебуречной с таким названием, а после своих пьяных розыгрышей – в вытрезвителе.
Римский замечает, что Варенуха ведет себя странно: прикрывается от света, бледен, на шее повязан шарф, несмотря на жару, и он не отбрасывает тени. Варенуха и Гелла нападают на Римского, но крик петуха прерывает нападение. Римский бежит в Ленинград.
Глава 15.
Никанор Иванович Босой сошел с ума и также доставлен в психушку. Во сне в палате он видит странный театр, в котором параллельно с концертом зрителей побуждают сдать иностранную валюту.
Крик Босого во сне будит Ивана. Когда всё стихает, он начинает видеть во сне Иешуа и Пилата.
Глава 16.
Происходит казнь Иешуа и других преступников на Лысой горе. Последователь Иешуа, Левий Матвей хотел избавить его от страданий и добить ударом ножа, но не удалось, и тогда Левий хулит всевышнего. Начинается гроза, уходят солдаты, умирающих на крестах приканчивают ударом копья в сердце, Левий снимает с крестов тела умерших и забирает с собой тело Иешуа.
Глава 17.
Москва бурлит слухами о мошенничестве Воланда, о фальшивых деньгах и сгинувших людях. Все документы о Воланде и его гастролях исчезли, не осталось даже афиш.
Бухгалтер Ласточкин остался за главного и пытается распутать этот клубок исчезновений, но вокруг творятся странные дела: то в кабинете председателя комиссии зрелищ и увеселений пустой Костю подписывает бумаги, то хоровой кружок, организованный Коровьевым, никак не может замолчать, то ниоткуда берется валюта вместо рублей. В конце концов бухгалтера арестовывают.
Глава 18.
Дядя Берлиоза приезжает в Москву. Он получил телеграмму о смерти Берлиоза, составленную им самим. Дядя хочет претендовать на наследство – квартиру в Москве.
Здесь он встречается со свитой Воланда, и Азазелло выдворяет Поплавского вон, велев ему и не мечтать о квартире в Москве.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Глава 19.
Маргарита, конечно, не забыла Мастера. В день, когда в Москву приехал дядя Берлиоза, она просыпается с ощущением, что что-то произойдет.
Во время прогулки Маргарита встречается с рыжим клыкастым гражданином, который вручает ей волшебный крем и, цитируя строки из романа Мастера, приглашает в гости «к одному очень знатному иностранцу».
Глава 20.
Маргарита использует крем и обретает молодость, сияние, и способность летать. Она оставляет мужу письмо: «Прости меня и как можно скорее забудь. Я тебя покидаю навек. Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай»и вылетает в окно верхом на швабре. Это видят сосед и горничная Наташа.
Глава 21.
Маргарита невидима, она летит по ночному городу и наслаждается полетом. Увидев открытое окно в роскошной квартире критика Латунского, Маргарита устраивает там разгром.
Вскоре ее догоняет горничная Наташа верхом на борове (сосед превратился в свинью, когда она его намазала кремом).
Втроем они летят обратно в Москву, к Воланду.
Глава 22.
Коровьев рассказывает Маргарите про ежегодный бал сатаны, где она должна стать королевой.
Воланд спрашивает гостью: «Быть может, у вас есть какая-нибудь печаль, отравляющая душу, тоска?», но Маргарита решает утаить свою печаль и отвечает отрицательно.
Глава 23.
Маргариту готовят к роли королевы – купают в крови и розовом масле – и ставят на верху высокой лестницы – она должна встречать воскресших на одну ночь грешников: убийц, предателей, сводню, фальшивомонетчиков.
Голова Берлиоза на этом балу – чаша из которой пьет Маргарита.
Когда бал заканчивается, огромные залы исчезают, и вместо них снова оказывается гостиная «нехорошей квартиры».
Глава 24.
Воланд доволен Маргаритой – она ничего не просит у всесильного Сатаны, тогда как другие люди жаждут исполнения собственных прихотей. «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!» – говорит ей Воланд.
В итоге Маргарита желает, чтобы «сию же секунду вернули любовника, Мастера», и чтобы всё стало, как было – чтобы была та сама квартирка, та обстановка. Мастер оказывается перед ней. Кроме того, Воланд возвращает Мастеру рукопись, ведь «рукописи не горят», и решает все проблемы с документами (в квартирке Мастера поселился тот, кто написал на него донос) и освобождением из сумасшедшего дома.
Наташу оставляют ведьмой, а Варенуху, наоборот, отпускают из вампиров, сосед Маргариты перестает быть боровом.
Влюбленные остаются в их скромной подвальной квартирке, Маргарита вновь читает рукопись, в которой разворачиваются события в Ершалаиме.
Глава 25.
Прокуратору докладывают, что казнь свершилась. Он в ответ «заказывает» убийство Иуды из Кириафа.
Глава 26.
Прокуратор сожалеет о смерти Иешуа, но понимает, что это невозвратимая потеря.
В саду недалеко от Ершалаима Иуду убивают ножом трое мужин и забирают у него деньги, полученные за предательство. Деньги с запиской «Возвращаю проклятые деньги» подбрасывают первосвященнику Каифе.
Тело Иешуа обнаруживают у Леви, и тот не хочет его отдавать, а хочет сам похоронить. Левия приводят к прокуратору, Пилат сообщает Левию, что Иешуа уже отмщен – Иуда убит.
Глава 27.
В Москве продолжаются поиски черного мага. В «нехорошей квартире» слышны голоса, но нет людей. Неожиданно квартира вспыхивает, а из окна вылетают четыре силуэта – трое мужчин и женщина.
Глава 28.
В магазин, торгующий дефицитными товарами за валюту, являются Коровьев и Бегемот. Они поджигают магазин и ресторан в доме Грибоедова.
Глава 29.
Воланд и Азазелло разговаривают на террасе одного из самых красивых и высоких московских зданий, глядя Москву: «необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг».
Появляется Левий Матвей, который сообщает, что Иешуа познакомился с романом Мастера и просит Воланда подарить Мастеру и Маргарите покой.
Глава 30.
Азазелло приходит в каморку Мастера и поторапливает их, затем поджигает квартирку, и все трое, сев на черных коней, уносятся прочь.
Мастер разговаривает с Иваном Бездомным и просит его написать о Понтии Пилате продолжение.
Глава 31.
Азазелло приводит Мастера и Маргариту к остальным – Воланду и его свите. Все прощаются с Москвой, Мастер ощущает «нестойкую грусть».
Глава 32.
Воланд и его свита летят по воздуху. Воланд рассказывает, что Иешуа прочел роман Мастер и назвал его неоконченным. Тут их взору предстает Понтий Пилат, он сидит в кресле и гладит верного пса. Вот уже две тысячи лет он видит один сон – ему открыта лунная дорога, но он не может идти. Мастер решает, что завершение романа – это освобождение Пилата и освобождает его, позволяя присоединиться к Иешуа.
Самому же Мастеру и Маргарите дарят покой: «дом и старый слуга, … окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше… Вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро…»
Эпилог
Следствие по делу Воланда прекращено, так как всем странностям, произошедшим в Москве в короткое время, не нашли объяснения.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.